Сиань 2024
       

Сиань 2024
Марш-бросок в Сиань

Сиань 2024
Марш-бросок в Сиань

Сиань 2024
Марш-бросок в Сиань

Сиань 2024
Марш-бросок в Сиань

       

Сиань 2024
Марш-бросок в Сиань

Сиань 2024
Марш-бросок в Сиань

Сиань 2024
Марш-бросок в Сиань

Сиань 2024
Марш-бросок в Сиань

       

Сиань 2024
Марш-бросок в Сиань

Сиань 2024
Марш-бросок в Сиань

Сиань 2024.
Часть 1.
Марш-бросок в Сиань 

-Я правильно понимаю?.. Вы хотите в 7 утра уехать из Пекина, проскакать тысячу километров до города Сиань, посетить там Терракотовую Армию, а затем успеть на вечерний поезд и проскакать на нем еще тысячу километров в обратном направлении? - продавец билетов в кассах Западного железнодорожного вокзала Пекина задаёт мне этот вопрос в третий раз.

-Да, да... Именно так - уверенно отвечаю я. Далее следует распечатка билетов и непереводимый китайский фольклор в бормотании кассира. Я так понял, под ним подразумевалось следующее: "Сказать, что это план дерзкий - ничего не сказать".

Ну авантюрой от плана веяло, но положившись на математический расчет всех своих перемещений, эту составляющую я отмел. 

В помощи покупки  билетов мне отказали все. И китайские знакомые, и русские незнакомые и гиды и псевдогиды и даже помогайки, которые "за деньги, да..." Фиг там... И за деньги - нет...

Понимая, что российским "папуасам с бусами" никакие онлайн покупки и бронирования не светят, прибываю с чемоданом налички на Западный железнодорожный вокзал. А Вокзал этот, надо заметить, размером с Эгершельд (мои местные оценят). Через час нахожу  билетные кассы, причем, я не долго их искал, я долго до них шел. С сияющей физиономией просовываю деньги в щель и выпаливаю кассирше (говорили на китайском, т.к. она не знала английского).

-Мне билет на вторник на семь утра до Сианя!
-Чего, бля?!...

...догадываюсь, что мой Чуркинский акцент меня подводит, причем круто. Пробую другие вариации этой фразы путем перестановки слов, тыканьем пальцем в табло и в переводчик на своем телефоне. Переводчик, в телефоне, будь он проклят, переводит на китайский еще смешнее меня. Фиаско. Финальная фраза кассиршы убивает:

- Извините, я не продаю билеты. 

Я отхожу от окошка над которым красным по синему написано "Ticket Office" в полной растерянности. В какой-то момент я даже решил отказаться от своей затеи. Но решил не спешить, а перекурить и зайти выпить кофе в McDonald's. 

И вот вам здрасти. В Маке только онлайн-заказы через кассу самообслуживания. Понимая, что российским "папуасам с бусами" никакие онлайн покупки и заказы не светят, расстраиваюсь еще больше и уже хочу покинуть заведение, но тут до меня доходит... А  что, если я сформирую заказ, выведу его на экран (оплатить, понятно, не смогу) и сфотографирую на телефон. Потом покажу фото на стойке поварам и заплачу наличкой из чемодана. Задумано-сделано...

Далее идет суета с готовкой моего заказа (причем вне очереди) под веселое чирикание и хохот молодых фувуюаней. Кассирша открывает денежный ящик, чтобы дать мне сдачу. Он оказывается абсолютно пустым. Так как я был первый папуас с наличкой за весь день. И скорее всего, последний. В итоге, кто-то из менеджеров разменял мою сотку и выдал сдачу. 

Сижу, пью кофе из фирменного стаканчика, которые в России больше не печатаются, хрущу наггетсами. Ловлю на себе любопытные взгляды сотрудников и посетителей, продолжаю размышлять над своей проблемой. И тут на четвертом наггетсе меня осеняет: "А что мне мешает провернуть этот же финт Макдональдса и с кассами на вокзале? Ну правда... Я видел там билетные кассы самообслуживания. Также выберу билет туда, потом билет обратно. Сфотографирую с дисплея. Подойду к кассиру, покажу телефон и скажу: "По-братски, продай мне эти билеты". Задумано-сделано...

Сначала я выбираю все на английском языке. Убеждаюсь, что билет туда, и особенно обратно, есть в наличии.   Затем переключаю кассу на китайский интерфейс и повторяю те же операции. Фотографирую китайские билеты, так сказать, максимально забочусь о кассире и бегу снова к тикет офисам. Тетя, которая, меня "послала", мне не понравилась, поэтому я решил попытать счастья в другом окне. Теперь мой визави  молодой парень. Надежда есть. Просовываю телефон с фотографиями билетов и, упрощая текст обращения до безобразия, произношу:

- Я хочу купить это.

Китаец изучает несколько секунд мое фототворчество и спрашивает:

-Вы хотите в Сиань, а потом обратно?
-Силы небесные... Сработало... Да...
-Вы хотите это сделать в один день?
-Да
-Хм... ну ладно, давайте паспорт.

Стою ликую, наблюдая как кассир тщательно перерисовывает с паспорта в компьютер непривычные ему буквы. Возвращает паспорт и поворачивает на меня дисплей покупателя

 -Я правильно понимаю?.. Вы хотите в 7 утра уехать из Пекина, проскакать тысячу километров до города Сианя, посетить там Терракотовую Армию, затем успеть на вечерний поезд и проскакать на нем еще тысячу километров в обратном направлении? 

-Да, да... Именно так - уверенно отвечаю я. Далее следует распечатка билетов и непереводимый китайский фольклор в бормотании кассира. Я так понял под ним подразумевалось следующее: "Сказать, что это план дерзкий - это ничего не сказать".

И вот я его воплощаю.

Подъем в 5 утра. Завтрак. Пешая прогулка по ночным Хутунам до метро. Первый посетитель станции. 30 минут, одна пересадка и я на ж/д вокзале. Здесь я не переживал, так как засек это время накануне, когда ездил за билетами. Прохождение досмотра и контроля. Зал ожидания. Все равно перестраховался, приехал рановато. Жду 30 мин. Посадка. Все китайцы (а, кстати, других национальностей я в очереди и не видел), построились и дружненько, сканируя свои QR-коды на телефонах проскакивают турникет. Быстро так, задорно... Пока очередь не дошла до попуаса. Билет не сканируется. Паспорт тоже. Меня отводят в сторону, мол не мешай нормальным людям садиться в поезд. Пытаются повторить процедуру на другом устройстве. Билет отсканировался, а паспорт все равно нет. Сверяют в ручном режиме и как в фильме "Брат-2"с Сухоруковым на таможне: "Проходите... проходите..." Выхожу на перрон, нахожу путь, на нем поезд в поезде вагон в вагоне место. Места я, разумеется выбрал у окна.

Тронулись. Едем. Полдела сделано, как минимум терракотов я уже посмотрю. Об обратном рейсе подумаю, как Скарлетт. Еду один. Два соседних места в ряду пустые. Поезд разгоняется до 350 км/ч. Уже, скорее, летим нежели едем. Вагон заполняется в одночасье духом "Доширака". Спустя еще десять минут к запаху добавляется звук коллективного чавкания. Не шучу. Поезд на магнитной подушке реально очень тихий. Еще спустя полчаса, запах доширака спадает, чавкание сменяется коллективным храпом. Я старый солдат. Все эти вещи даже неудобствами не считаю. Еду в предвкушении, что сегодня исполнится еще одна моя туристическая мечта. 

Спустя 2/3 пути, на одной из станций подсаживаются мои соседи. Молодая пара. Как только тронулись, лезут в сумки под ногами. Только не доширак! Нет, слава Будде, - ноутбуки. Открывают и с деловым видом смотрят в какие-то графики. В общем серьезные ребята. Сейчас без иронии.

Пейзаж за окном, разочаровал. Почти как у нас. Степь да степь кругом. Изредка небольшие города, нашпигованные высотными пустыми человейниками. Строится Китай "как не в себя". Такое чувство, что у них новостроек уже припасено на двойной китайский бейби-бум. Ну хотя, если у них в планах в Пекине 130 млн. расселить... (на секундочку во всей России нас 140 млн.). Как Вам?.. Всю Россию расселить в одном городе. Во, мощь!... Но в прочем, я отвлекся. Моя станция.

Выхожу. С ходу натыкаюсь на бомбилу-таксиста. И снова здрасьте (см. часть 1).  Прикидываю расстояние, делю на цену, получаю наглость. Наглость в пределах  нормы. Просит 200. Расстояние сопоставимое. Пока идем до его тачки, договариваемся, что обратно сюда тоже за 200 и вернет. Никакие дорожные сборы, никакие платы за трехчасовое ожидание меня в музейном комплексе накручены сверху не будут. Вроде поняли друг друга правильно.

Сели. Едем. С поправкой на легкие пробки (а это уже почти полдень), тратим на дорогу чуть больше часа. Дальше легкий торг из серии, кто кому больше доверяет. Я проигрываю. Оставляю ему 300 юаней в надежде, что он все таки меня дождется. У таксиста включается внутрикитайский "помогай". Он сопровождает меня до билетных касс и показывает, где вход. Что ж, спасибо. Лишняя экономия времени мне в моем суточном марафоне не помешает. 

Площадь перед входом заполнена народом больше чем наполовину. Ну так, на вскидку, порядка двух тысяч человек. Все туристы сбиты в маленькие группы по 200-300 человек. Ну думаю, попал... Сейчас простою в очередях до второго пришествия. Но делать нечего, иду в кассовый зал. Вхожу внутрь и ничего не понимаю. Зал пустой. Есть порядка восьми окон для продажи билетов, но кассирша сидит только в одном. Иду к ней. Подхожу - спит. Услышала мои шорохи проснулась. Продрала и без того не широкие глаза и вылупилась на меня. Я говорю:

- Здрасьте, я попуас. Мне один билет за наличку.
-120 юаней гони.

Гоню. Даже без сдачи. И слава богу, потому что, когда открылся денежный ящик ее кассового аппарата... догадайтесь... Да-да. Мои купюры стали первыми его посетителями. И вот я иду ко входу с заветным билетом и меня одолевают смешанные чувства. С одной стороны, какие же мы жалкие в этом Китае со своей наличкой, а с другой, ну и слава богу, что благодаря нам у этой тети еще есть работа. Семь ее коллег в соседних окнах с появлением Вичата этой работы лишились.

И вот я внутри. Но забегая вперед, скажу, что я разбил повествование на две части. Во второй я и расскажу про историю Терракотовой армии и мои впечатления от нее. Эта же часть больше о самом турне в Сиань. 

Среди китайских групп, встретил и группу соотечественников. Тут тоже случился забавный казус. Их было человек двадцать. Во главе, горластый гид. Кстати, русская. Возможно живет там и промышляет этим. Хотя, не знаю, врать не буду. Я никогда не пользуюсь услугами турфирм, за то всей Одессе известно. Ну так вот. Эта гидша строит группу в одну колонну, видимо, для централизованного прохода по коллективному билету через один турникет. И вот мимо них дефилирует ваш непокорный слуга. Идет он, разумеется, к другому турникету. И тут мой свободный полет прерывается следующим диалогом.

- Ну и куда вы направились? - гидша уставилась на меня в упор.
- Туда... - указываю на свободный турникет.
- Нет, сто раз объяснила, что строимся у этого входа, все равно находятся непонятливые.

В группе народ был понятливый. Гораздо понятливее своего предводителя. Волной пробежался смешок по всей группе туда и обратно. После чего, одна дама двойного бальзаковского возраста сказала.

- Да это не наш...
-Как не наш? Олин что ли?

То есть, помимо нее, где-то на другом конце "строит" народ еще некая Оля. И что примечательно. Попав в просак, да еще с таким наездом, самое время извиниться бы, но нет. Не так скроена наша душа. Диалог у нас продолжился:

- Ну а что ответить нормально нельзя было?
- Я ответил нормально. Вы спросили куда? Я ответил: туда. Какой еще ответ подразумевает вопрос "куда?". 

Ну тут правды ради, надо сказать, проснулся мой внутренний зануда. Ну а что она в конце концов. Я не для того прошел сквозь билетеров, Макдональдс, заедающий паспортный контроль, доширак и таксиста, чтобы оказаться на родине. Цель другая.

Цели я достиг. Посмотрел. Впечатлился. Поснимал. Но об этом, как уже сказал, позже. Три часа прошли... Голодный, но довольный выхожу из музея. Генештальд закрыт. Покупаю несколько сувениров. Магнитики знакомым, которые любят показывать своим близким, где путешествуют их друзья. Иду к таксисту. Точнее, к тому, что от него осталось.

О чудо! Он остался целиком. Не только дождался меня, но и купил мне холодной водички. В столь жаркий день это было очень кстати. Без долгих прелюдий пускаемся в обратный путь. Дорога еще час и еще час до поезда. Но, к таксисту... Парень оказался на редкость порядочным. Взял ровно столько, на сколько и договорились. Еще на обратном пути позвонил своей жене. Сказал, что будет пораньше и у них сегодня будет шикарный ужин. Ну еще бы.

Ну а что с моим ужином... Пройдясь по территории вокзала, нашел несколько ресторанчиков, но все как-то не впечатлили. Наткнулся на Старбакс. Ну а что Макдональдс, Старбакс... гуляй, как говориться, санкционный человек. Покупаю кофе в стаканчике с русалкой, которые у нас уже не напечатают и сэндвич. Меж тем, уже пора идти на посадку в поезд. Снова очередь китайцев на низком старте и я в ее центре, понимающий, что сейчас, скорее всего, будет вторая часть марлезонского балета в виде пробки с моим участием.

Идем. Быстро идем. Дружно идем. Как азбука Морзе равномерно пикают турникеты. И тут бац! Случаюсь я. Я уже не удивлен, в отличие от китаянки-контроллера.

- Отойдите пожалуйста, давайте людей пропустим... 

Да не вопрос. Я пропускальщик, каких мало. Пропускаем. Девушка снова пытается сканировать мой паспорт. Вот тут, кстати, были иностранцы. Порядка десяти человек. И у всех биометрия сработала нормально. В итоге финал тот же. Проверяет ручками. Возвращает паспорт и пропускает на посадку. Скоренько гружусь в паровозик, так как он проходной и ждать не будет. Мое место у окна. За окном темень, а значит "кина не будет". На столике русалка на стакане и сэндвич. В ушах наушники. 

И тут ко мне подсаживается такая ФейЯ!  Ну вот как рядом с такой думаю, пить кофе и лопать сэндвич. Пусть даже из Старбакса. Ладно, как говорится, пожуем - увидим. Поезд трогается. Спустя минут десять, моя попутчица наклоняется к сумке у себя в ногах и достает... Нет, не доширак. Два контейнера с мясом. Причем контейнеры такого размера, что при определенной сноровке в них можно простынь простирнуть. Она открывает их оба и начинает лопать из каждого по очереди. Думаю, в чем разница? По запаху и виду абсолютно одинаковые. Но видимо классик был прав: "Умом китайцев не понять, Великой Стенкой не измерить". Думаю, не стоит объяснять, что после этого я уплел свой сэндвич вместе кофе безо всякого зазрения совести. Ах, да, что еще примечательно, ела она очень неторопливо, параллельно просматривая видосики на своем джонг-гуо-мобайле. Если время ее трапезы помножить на скорость поезда, то получим, что начала она есть во Владивостоке, а закончила в Хабаровске.

Мой же обратный путь менее насыщенный, чем у нее во всех отношениях. В 23.00 я прибываю в Пекин. Батарейки сели в телефоне, в часах, в наушниках и во мне. Впрочем, мне уже не нужны эти гаджеты. Все что мне нужно - последний рейс метро и силы на три километра хотьбы обратно по ночным хутунам до гостиницы. Сил хватает. Порог своего номера я переступаю ровно в полночь.

Это был знаменательный день. Не только потому, что я осуществил еще одну мечту. В этот день моему папе стукнуло бы 75.  Побед у меня нет, чтобы ему посвящать. Поэтому ограничимся маленькими, но достижениями.  

Продолжение следует...

Сиань 2024
Терракотовая армия

Сиань 2024
Терракотовая армия

Сиань 2024
Терракотовая армия

Сиань 2024
Терракотовая армия

       

Сиань 2024
Терракотовая армия

Сиань 2024
Терракотовая армия

Сиань 2024
Терракотовая армия

Сиань 2024
Терракотовая армия

       
 

Сиань 2024
Терракотовая армия

Сиань 2024
Терракотовая армия

 
       
Сиань 2024.
Часть 2.
Терракотовая Армия.

В марте 1974 один крестьянин в предгорьях Лишаня, решил пробурить себе артезианскую скважину. И наткнулся на закопанные в земле статуи. Судьба крестьянина нам неизвестна, а вот за статуи взялось государство под эгидой ЮНЕСКО. Раскопки с 1978 г. ведутся и по наши дни. На данный момент раскопали уже порядка 8100 полноразмерных, если мерить по мне, и здоровенных, если мерить по среднестатестическим китайцам, людских статуй. Помимо людей, есть лошади, а так же две бронзовые колесницы.

Как выяснили историки, терракотовые статуи были захоронены вместе с первым императором династии Цинь - Цинь Шихуанди. Именно он объединил Китай и соединил все звенья Великой Китайской Стены. Все это происходило в 210 - 909 гг. до н.э.

Император взошел на престол в 13 летнем возрасте и сразу же заморочился постройкой гробницы под себя. Вот это я понимаю, амбиции и прагматичность. По его мнению, терракотовая армия должна была и на том свете сопровождать его императорское величество.

Привлек он для этой стройки около 700 тыс. рабочих, и продлилась она 38 лет. То есть сколько он жил, столько ему и "лепили" армию. А "лепили", надо сказать, очень скурпулезно. На статуях прорисованы все детали одежды. А лица у всех воинов абсолютно разные (ну как минимум, по мнению китайцев). Вес одной человеческой статуи, около 135 кг. Вес лошадки - 200.

Но вот, если солдат "слепили", то на женщинах экономить не стали. 48 наложниц просто похоронили с императором заживо.

В настоящее время гробницу самого Императора еще не вскрыли. На месте раскопок возвели музейный комплекс из ряда ангаров, который и посетил ваш покорный слуга. До меня там успели побывать: В. Путин, Елизавета II, Билл Клинтон, Ангела Меркель и пр.

Расписывать, конечно, это все можно долго, но это, действительно, лучше один раз увидеть. Зрелище впечатляет не меньше чем Китайская Стена.

Напомню. Музей находится в городе Сиань.
Точные координаты для отшельников-путешественников типа меня: 34.386779, 109.276012.

Билет: 120 юаней. Работает без выходных.
       
© V. Khudyntsev (aka Valsong) 1997 - 2024